Мышление как высшая форма познания. Виды мышления

Материалы » Основы психологии » Мышление как высшая форма познания. Виды мышления

Страница 1

Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Мышление - это опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщенное познание объективной реальности.

М является высшим познавательным психич процессом. Мышление – это обобщенное, опосредованное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. М имеет хар-ки и признаки: 1) обобщенное отражение действительности, поскольку М есть отражен общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям – т.о. мы вскрыв закономерные связи м/ду предметами. 2) опосредованное (посредством слова) познание объективной реальности (возможность судить о св-вах предмета, явления без непосредственного контакта с ними, а путем косвенной инф-ции – прим с погодой). Углубление и расширение инф-ции, т.к. область М шире области восприятия и представления. 3) М всегда связано с решением задачи, возникшей в процессе познания или практической деят-ти. Задача – цель, данная в опред условиях. Эти условия таковы, что нет возможности сразу достичь желаемого рез, надо совершить акт М. Структура М: 1) компонент – мотив 2) цель и условия (т.е. задача) 3) анализ условий 4) формирование гипотез 5) их оценка, выбор одной 6) принятие решения. Однако, м.б. и инсайт. Смирнов разделяет М и ассоциативное течение интеллект-х процессов (в процессе М мы пользуемся ассоциациями, контролируемыми нашей волей, кот помогают в решении мыслительных задач, а при ассоциативном течении у нас нет ни цели ни задачи, а идут процессы, связанные др с др ассоциативно (экспер-т Блонского с палочкой). Виды М: По хар-ру: практическое (наглядно-действенное, наглядно-образное), теоретическоое (абстрактно-логическое – понятийное, образное). По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое. Наглядно-действенное – вид М, суть кот заключается в практической преобразовательной деят-ти с реальными предметами (доминирует от 1-3). Наглядно-образное – вид М, осуществляется при непосредственном восприятии окр действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти (доминирует от 3-до младшего школьного возраста). Абстрактно-логическое – вид мыслительной деят-ти, в кот мы используем опред знания, понятия, полученные др людьми и выражающиеся в форме понятия, суждения, умозаключения (к 13-14 г). По степени новизны: репродуктивное (творческое), продуктивное. Формы М: Понятие – обобщение предметов по существенным признакам. Суждение – установление связей и отношений м/ду понятиями. Умозаключение – формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Аналогия – умозаключение, в кот вывод делается на основании частичного сходства м/ду явлениями. Индукция и дедукция – способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему и наобор. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных. Каждый мыслительный акт основан на системе операций. Операции М: Сравнение – установление сходства и различия м/ду предметами. Познание объектов окр мира всегда начинается путем их сравнения. Обобщение – объединение гр объектов и их св-в по какому-либо признаку (основано на сравнении). Анализ – мыслительное разделение предмета, явления на составные части и рассмотрение его отдельных частей. Синтез – соединение различных элементов объекта в единое целое, с целью изучен их связей и получения новых знаний о предмете. Абстракция – отвлечение от каких-либо частей, св-в предмета для выделения его существенных признаков. Конкретизация – познание целостного объекта во всех существенных его взаимоотношениях (напр, стол: письменный, обеденный).

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Тест на исследование тревожности
В данной работе я использовала методику диагностики самооценки разработанную Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптированную Ю.Л. Ханиным. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожаю ...

Формирование базовой культуры личности
Формирование культурно развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества ...

Застенчивость-препятствие к общению.
Застенчивость - понятие расплывчатое: чем пристальнее в него вглядываться, тем больше видов застенчивости можно обнаружить. Так что, прежде чем решать, как бороться с застенчивостью, следует лучше узнать, что она собой представляет. « Быт ...