Теории мышления. Мышление как ассоциация представлений Принцип ассоциаций - образование и актуализация связей между представлениями (идеями). Основной закон ассоциаций: ассоциация тем прочнее и вернее, чем она чаще повторяется. Выделялось четыре вида: 1) по сходству; 2) по контрасту; 3) по близости во времени или в пространстве; 4) по отношению (причинность, присущность). Ассоциация признавалась в качестве основной структурной единицы психического и использовалась как
объяснительный принцип. Рациональное сводилось к чувственному, отсутствовал анализ субъекта, его деятельности, направленности, активности. В этой теории психологии мышления как таковой нет. Поэтому ее сторонниками не оставалось ничего другого, как объявить умственные творческие способности априорными, не зависящими от ассоциаций с врожденными способностями разума. Развитие мышления - это процесс накопления ассоциаций. Мышление предполагалось изучать только поп продуктам человеческой культуры. Поскольку вопрос о репродукции идей был одним из основных вопросов ассоциативной теории умственной деятельности, ее часть называют теорией репродуктивного мышления. Особую роль в мышлении играют ассоциации по сходству.
Мышление как действие. Вюрцбургская школа рассматривает мышление как внутреннее действие (акт). Мышление - это акт усмотрения отношений. Под отношением понималось "все, что не имеет характера ощущений", все разнообразие категориальных синтезов, вся системы категорий. Мышление - это работа "я", подчиненная определенной задаче, из которой исходит детерминирующая тенденция. Наиболее важной формой проявления действия детерминированных тенденций является детерминированная абстракция (отвлечение под влиянием задачи от одних сторон раздражителя и восприятие, запоминание, осознавание других). Именно она придавала мышлению целенаправленный характер, упорядочивая ход мысли. Эта школа использовала также понятие установки, для обозначения состояний, возникающих у испытуемого, принявшего задачу. Под установкой понимались неопределенные, трудно анализируемые состояния сознания, регулирующие в соответствии с задачей отбор и динамику содержания мышления. Основным методом изучения мышления признавалось самонаблюдение.
Мышление как функционирование интеллектуальных операций. О.Зельц понимал мышление как функционирование интеллектуальных операций (генетический и функциональный анализ). Основные интеллектуальные операции: дополнение комплекса, абстракция и репродукция сходства. Различные комбинации этих операций образуют методы решения задач. О.Зельц впервые стал исследовать мышление как процесс, разворачивающийся во времени, с его последующими стадиями и этапами.
Мышление как акт переструктурирования ситуаций Идея априорно существующих интеллектуальных способностей - задатков - характерна для многих работ в области мышления, выполненных в немецкой школе психологии. Наиболее отчетливо она представлена в гешталльтеории мышления, согласно которой способность формировать и преобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта.
В гештальтпсихология первичным и главным содержанием всякого психического процесса являются не отдельные элементы - ощущения, но некоторые целостные образования - конфигурации, формы или "гештальты". Главным объектом изучения было восприятие, а затем мышление. Исходным фактором при исследовании восприятия было деление зрительного поля на фигуру и фон. Изучались факторы: близость, сходство, направленность к хорошей фигуре. Мышление понималось как интуитивное усмотрение искомого решения за счет обнаружения нужной для него связи или структуры. Применительно к человеку был введен метод думанья вслух, а также метод наводящих задач (систематических подсказок).
Статьи по теме:
Практика
Одна 70 летняя женщина продолжала злиться на мужа за поступок, который он совершил 40 лет назад. Потом поведение его было безупречным, они жили хорошо, но этот червячок продолжал её точить.
Рассказывая это, пациентка горько плакала, она ...
Общая характеристика когнитивистской ориентации в зарубежной социальной
психологии
В самом общем виде сущность когнитивистского подхода может быть охарактеризована как стремление объяснить социальное поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. В противоположность бих ...
Феномен группового давления.
Этот феномен получил в социальной психологии название феномена конформизма. Само слово конформизм означает в русском языке «приспособленчество». Так как в обыденной жизни понятие конформизм приобрело негативный оттенок, в социальной психо ...

Актуально о психологии