Психологическая характеристика подросткового возраста.

Материалы » Основы психологии » Психологическая характеристика подросткового возраста.

Страница 1

Границы – от 10-11 лет до 15-16 лет. Подростковый возраст относится к числу критических, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивидов. Этот особый статус возраста связан с социальной ситуации развития подростков – их стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.

Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания. Пубертат - причина множества бурных физических, физиологических, психофизиологических, психологических изменений. Подростку, испытывающему множество резких всевозможных изменений бывает нелегко удержать субъективное чувство целостности и стабильности своего «Я», идентичности. При неблагоприятных условиях воспитания у подростка отмечается девиантное и деликвентное поведение. Основу познавательных и личностных качеств составляет общение в процессах различных видах деятельности. Определяющей особенностью общения является личностный характер общения. По Эльконину – интимный (доверительный) характер общения. Изменение социальной ситуации развития связано со стремлением подростка приобщиться к миру взрослых и с ориентацией поведения подростка на нормы и ценности мира взрослых. Характерным для подростка является «чувство взрослости», а так же развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. Возникшее у подростка «чувство взрослости» проявляется как субъективное переживание готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою взрослость, добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением. «Чувство взрослости» выражается в том, что УП подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически не достиг. Таким образом, социальная ситуация развития определяет переходность и кризисность этого возраста. Выготский полагал, что кризис переходного возраста связан с двумя факторами: возникновением новообразования в сознании подростка и перестройкой отношений между ребенком и средой эта «перестройка» составляет главное содержание кризиса.

Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития.

Выготский считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества. Если взрослые не считаются с тем, что подросток уже не маленький, то с его стороны возникают обиды и разнообразные формы протеста – грубость, упрямство, негативизм и т.д.

Выготский центральной в подростковом возрасте считал проблему интересов, в подростковом возрасте имеет место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Начало возраста связано с романтическими стремлениями, а конец – с реалистическим выбором одного интереса или линии жизни. Выготский перечислил несколько основных групп интересов подростка, которые он назвал доминантами:

1.эгоцентрическая доминанта – интерес к собственной личности; 2.доминанта дали – установка на большие масштабы, которые для подростка субъективно ближе, чем текущие; 3.доминанта усилия – тяга к сопротивлению, проявление упрямства; 4.доминанта романтики – стремление к неизвестному, рискованному, героическому.

Выготский особое внимание обращал так же на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления – овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. по словам Выготского, функция образования понятий лежит в основе интеллектуальных изменений в этом возрасте. «Понимание действительности, понимание себя, понимание других – вот, что приносит с собой мышление в понятиях».Выготский отмечал еще два новообразования возраста – развитие рефлексии и на ее основе самосознания. Анализируя кризис подросткового возраста, Божович указывала на его неоднородность: он характеризуется в первой его фазе (12-14 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня, а во второй фазе (15-17 лет) – осознанием своего места в будущем, т.е. рождением «жизненной перспективы»: в нее входит и представление о своем желаемом Я и о том, что он хочет совершить в своей жизни. Центральным моментом кризиса Божович считала развитие самосознания подростков и его важнейшей стороны – самооценки.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ
Глубинная психол – выдвинула идею о несводимости психики к сознанию и пыталась эту часть самостоят изучать: Фрейд, Юнг (аналит-кая психол), Адлер (индивид-ная психол). Психоанализ – одно из наиб известных направлений зарубежной психол, во ...

Особенности представлений о товарах, рекламируемых с помощью различных методов воздействия, у людей с разным уровнем внушаемости
В настоящие время, живя в современном индустриальном обществе, человек потребляет огромное количество информации. Большая часть этой информации поступает с экрана телевизора во многом благодаря рекламе. Рекламисты используют различные спо ...

Механизмы управления движением
Двигательная активность человека имеет очень широкий диапазон - от мышечных координаций, требуемых для грубой ручной работы или перемещения всего тела в пространстве, до тонких движений пальцев при операциях, которые выполняются под микро ...