Психологическая характеристика подросткового возраста.

Материалы » Основы психологии » Психологическая характеристика подросткового возраста.

Страница 3

По мнению Фельдштейна, в подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Фельдштейн показал, что центральным в личности подростка является активное стремление к занятию новой социальной позиции, осознанию своего Я и утверждение во взрослом мире. У подростка есть потребность быть взрослым, быть самостоятельным, быть значимым в мире взрослых, потребность осознать себя как личность, отличную от других людей. Подростки ищут деятельность, в которой они могут самоутвердиться, проявить себя. Они активизируют интимно-личностное и стихийно-групповое общение как в школе, так и вне ее. Потребность утвердить себя в обществе характеризует три уровня в развитии личности подростка: 10-11 лет: «локально-капризный». Здесь потребность в признании со стороны взрослых проявляется через решение частных задач и преобладают активные эмоции; 12-13 лет: «право-значимый». У ребенка развертывается потребность в общественном признании, происходит освоение прав и обязанностей в семье, и он уже мыслит в терминах «я должен», «я могу»; 14-15 лет: «утверждающе действенный». Развивается готовность к функционированию во взрослом мире, рождается стремление поменять свои возможности, обостряется потребность в самореализации.

По мере взросления у подростка меняется характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. В интересах подростков выражается направленность его личности, ее интеллектуальная и эмоциональная активность. Одним из центральных моментов концепции Фельдштейна является проблема ведущей деятельности, в качестве которой он выделяет социально признаваемую и социально одобряемую, общественно полезную деятельность. Участие подростка в этой деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками.

Общение со сверстниками – самое главное в жизни подростка, он переоценивает для себя значимость этого общения » причина конфликтов. Для начала подросткового возраста характерно преобладание коллективно-групповых форм общения, а в конце возраста проявляется тенденция, характерная для ранней юности: обособление, индивидуализация в общении. Для ученика 7-8 класса важно признание ценности собственной личности в глазах сверстников и фрустрация в этой потребности приводит к травме и конфликтам. Старшие подростки стремятся быть лично ответственными за характер своих отношений со сверстниками, и в конфликтах с ними они винят себя.

Но подростку важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение » причина конфликтов. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками , отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы расцениваются подростком как личная драма.

Подросток эгоцентричен (эгоцентричность проявляется в том, что он не раскрывается в общении), некомпетентен в общении » причина конфликтов.

Первопричиной неблагополучия в отношениях нередко бывает завышенная самооценка, которая делает подростка невосприимчивым к критике и требованиям товарищей, он становится для них неприемлемым » причина конфликтов.

Общение со взрослыми насыщенно конфликтами. Первый источник этих конфликтов – непонимание взрослым сложности внутреннего мира подростка, их ложные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях. Взрослые недооценивают значимость общения со сверстниками для подростков. Взрослые игнорируют «чувство взрослости» и сохраняют «детские формы контроля»: гиперопека и постановка целей в форме жесткого императива. Чем старше становятся подростки, тем меньше понимания они находят у взрослых, и тем больше от них удаляются. Проблема самостоятельности и равноправия подростка и взрослого – самая сложная в их общении.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Лидерство в спортивной команде
Спортивная команда представляет собой разновидность малой социальной группы. Малой она называется из-за своей малочисленности, а социальной потому, что объединяет людей, имеющих общий социальный признак (отношение к спорту) и выполняющих ...

Социально-психологический феномен лидерства
Лидерство это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Лидер же - это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действ ...

Происхождение и развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития психики
Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных и качественных и структурах преобразованиях. Развитие психики характеризуется способностью к накапливанию изменений и их закономерн ...