Групповое психоконсультирование

Материалы » Основы психологического консультирования » Групповое психоконсультирование

Страница 5

3. Присутствие обоих клиентов позволяет с успехом использовать целый ряд особых техник и приемов, таких, например, как семейная скульптура, заключение контракта и др., способствующих более успешному и эффективному ведению супружеской терапии, применение которых при наличии лишь одного клиента либо в принципе невозможно, либо весьма затруднено.

4. Приход обоих супругов в консультацию часто означает их более серьезную мотивацию к работе, предполагает, что работа будет более длительной и более углубленной. Кроме того, при одновременной работе с обоими партнерами можно в случае необходимости поддерживать рабочую мотивацию одного из них "за счет" другого.

5. Консультирование супружеской пары часто является более эффективным. Ведь если оба супруга серьезно настроены на перестраивание своих отношений и стремятся в своей совместной жизни реализовать все то, что обсуждается и отмечается во время приемов, то изменения в отношениях наступают значительно быстрее и в принципе могут быть более значительными и стабильными, чем при работе с одним из супругов. В последнем случае, для того чтобы дождаться каких-либо изменений, супругу часто необходимо набраться терпения и достаточно долго без какой-либо взаимности демонстрировать более совершенные паттерны поведения, прежде чем другой почувствует и как-то отреагирует на это.

Таким образом, существуют как сходства, так и различия в подходах к семейному и к групповому консультированию. Основное сходство заключается в теориях. Некоторые теории, используемые в групповом консультировании (личностно-центрированный подход, гештальт-терапия, адлерианское консультирование, терапия реальностью и транзактный анализ), используются также в работе с семьями. Другие подходы (структурная, стратегическая и ориентированная на решение семейная терапия) применяются только в консультировании по вопросам семьи и брака.

В групповом, как и в индивидуальном консультировании, обычно занимаются терапией человека вне его семьи, тогда как семейное консультирование в принципе подразумевает вовлечение других членов семьи. Более того, консультирование по вопросам брака и семьи направлено на решение проблем семьи как на способ помощи отдельным её членам.

Сессии системно-семейного консультирования по своей организации, основной динамике и стадиям развития подобны сессиям группового консультирования. Кроме того, оба типа консультирования имеют межличностную направленность. Однако семья – это не подобие типичной группы, например, члены семьи не равны по статусу и влиянию. Кроме того, в семьях могут культивироваться мифы, тогда как группы более объективны в отношении отдельных событий. Члены семьи выражают большее количество эмоций, чем члены групп другого типа, поскольку процессы в семье не ограничены во времени и не связаны с половыми ролями и эмоциональными узлами, которые имеют длинную предисторию. Хотя семья может считаться группой, не совсем целесообразно, работая с семьёй, ограничиваться только групповой теорией.

Наконец, в семейном консультировании акцент делается главным образом на процессе в противоположность акценту на содержании в большинстве случаев группового консультирования. Другими словами, динамика с точки зрения консультирования по вопросам брака и семьи в целом отличается от динамики группового консультирования.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Статьи по теме:

Понятие общения как коммуникационного процесса
Общение это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение), и группами (межгрупповое общение). Общение порождается социальными, общественными потребностями человека, проявляющимися в ...

Проксемика (личная территория)
Под территорией понимается пространство, которое человек считает своим, как будто оно является продолжением его физического тела. Каждый человек имеет свою собственную личную территорию, которая включает пространство, окружающее его собст ...

Методики психологической диагностики развития ребенка школьного возраста
a) методики диагностики развития основных видов деятельности; Внимание — один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной д ...