Учебная деятельность и процесс ее формирования

Материалы » Мышление и учебная деятельность » Учебная деятельность и процесс ее формирования

Страница 3

Третий этап формирования учебной деятельности связан с переходом к анализу понятия как развивающейся системы. Такой переход диктуется логикой формирования практического действия, необходимостью конкретизации способов его осуществления. Исследуя условия планомерно расширяемой системы практических задач, учащиеся «выводят» систему понятий, что означает выделение в деятельности учебно-теоретической задачи. По мере освоения способов выведения системы понятий постепенно перестраиваются психологические условия и механизмы учебной деятельности.

Происходит дальнейшее превращение практического действия в операцию. Практическая задача утрачивает то значение, которое она имела в решении учебно-исследовательских задач. В качестве критерия правильности анализа выступает совпадение его результатов с одной из ранее построенных моделей. Отклонение от нее – основание для отрицательной оценки проведенного анализа и соответствия его способов фактическим условиям задачи. По мере развития умственного плана действий такая оценка осуществляется на основе прогнозируемых результатов анализа. Ее отрицательный характер служит показателем того, что наличная ситуация требует дополнительного анализа и конкретизации его способов.

На этом этапе в основном преодолевается фрагментарность учебной деятельности, которая приобретает специфические мотивы, цели и способы осуществления действий. Качественно перестраивается и характер взаимодействия учеников с учителем. На смену кооперации отдельных действий в процессе решения задач приходит подлинный обмен деятельностями, перерастающий в общение по поводу учения.

Таким образом, анализ формирования учебной деятельности, проведенный В.В.Репкиным, позволяет:

1) подразделить задачи учебного характера на учебно-практические, учебно-исследовательские и учебно-теоретические;

2) выявить соответствующее этим разделениям качественное своеобразие этапов формирования учебной деятельности;

3) увязать каждый этап ее формирования с предметно-практической задачей и, вместе с тем, содержательно раскрыть процесс «отвязки» учебной деятельности от практических действий, процесс вхождения школьников в теоретико-понятийную сферу знаний.

Изложенные представления о формировании и развитии учебной деятельности позволили определить особенности содержания такого обучения. Содержанием учебной деятельности

выступают теоретические знания, овладение которыми посредством этой деятельности развивает у учащихся основы теоретического сознания и мышления, а также творчески-личностный уровень осуществления практических видов деятельности.

Тем самым в качестве предмета усвоения с самого начала задается система понятий, воспроизводящая изучаемый объект как целостную систему в ее существенных связях и отношениях. Одно из следствий реализации такого подхода состоит в преодолении концентризма традиционного школьного обучения, обусловленного тем, что введению теоретических понятий предшествует усвоение эмпирических обобщенных свойств соответствующих объектов.

Следующая особенность содержания определяется тем обстоятельством, что система понятий задается не как способ описания объекта, а как основание его преобразования. Последнее возможно лишь при условии, что система понятий отражает генетические основания объективной системы и закономерности возникновения ее частных форм, т.е. если она изложена в логике восхождения от абстрактного к конкретному. Этим создаются предпосылки для преодоления разрыва между теоретическим знанием и практическим умением.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Закономерности и движущие силы психического развития ребенка
Закономерности проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. 1. Неравномерность и гетерохронность психического развития. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления, одни иду ...

Групповая динамика в СПТ
Описанием стадий развития групп занимались целый ряд исследователей, и из этих описаний явствует, что, несмотря на специфичность содержания деятельности отдельных групп, которое значительно различается, направление и процесс развития очен ...

Причины алкоголизма и его социальные и психологические последствия
Все серьезные исследования алкоголизма показывают, что это заболевание имеет наследственный характер: дети пьющих родителей часто сами становятся алкоголиками. До недавнего времени это явление считали только следствием дурного примера род ...