Психические познавательные процессы человека

Материалы » Основные задачи психологии и педагогики » Психические познавательные процессы человека

Страница 2

Основными процессами (функциями) памяти являются запоминание информации, сохранение и воспроизведение.

Запоминание зависит от ряда объективных факторов, таких как: характер предлагаемого материала (его структурированность, наглядность, понятность), количества материала на единицу времени, наличия времени для овладения этим материалом, окружающая обстановка, наличие внешней стимуляции. К субъективным факторам относятся: тип памяти, наличие предшествующего опята и знаний, наличие установки на запоминание.

Сохранение информации – процесс, связанный с переводом информации с сознательного на подсознательный уровень. Лучше сохраняются знания, к которым добавляются новые.

Воспроизведение информации осуществляется на трех уровнях:

узнавания;

припоминания;

полное воспроизведение информации, которое может быть репродуктивным или творческим.

Воображение - процесс создания новых образов на основе преобразования материала прошлых восприятий. Это важный познавательный процесс. Он позволяет человеку создать нечто новое не только для себя, даёт возможность предвидеть наступление каких-либо событий и соответственно подготовиться к ним.

Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом).

Мышление – психический процесс обобщённого и опосредствованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.

Виды мышления:

наглядно-действенное мышление - вид мышления, упирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами;

наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию;

словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями;

Основные мыслительные операции:

Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.

Эти мыслительные операции реализуются в трёх основных формах мышления:

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными.

Умозаключения – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии.

Речь является формой существования мысли. Посредством слова обозначается предмет, действие, состояние, т.е. у человека со словом связано представление о предмете или явлении.

Функции речи:

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный данный предмет, но и целую группу сходных предметов, и всегда является носителем их существенных признаков.

Коммуникация состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств и тем самым в воздействии друг на друга.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Обзор теоретических представлений об образе «Я» руководителя
Методологической основой изучения образа «Я» являются концепция смысловых образований личности, сформулированная группой учеников А.Н. Леонтьева, концепция интраиндивидной репрезентации личности, разработанная В.С. Мерлиным. Центральное ...

Служебные конфликты
Правоохранительная деятельность изобилует нестандартными ситуациями, требующими своевременного компетентного вмешательства на основе творческого мышления. Руководитель-профессионал отличается высокоразвитыми качествами педагогического вз ...

Природа научного переворота
Гештальт-идеи находились в прямой оппозиции к традиционным взглядам немецкой психологии. Подобно многим бунтарям, лидеры гештальт-движения требовали полной ревизии прежних научных взглядов, действуя почти как "интеллектуальные мисси ...