Особенности личностного развития в пожилом возрасте

Материалы » Особенности "я-концепции" одиноких пожилых людей » Особенности личностного развития в пожилом возрасте

Страница 4

Таким образом, отношение к собственному старению является важной составляющей психической жизни в старости. И если пожилой человек считает физические и психические изменения, которые с ним происходят вполне естественными для данного возраста, это ставит человека на новый уровень самосознания [4,12,26,33].

Итак, из рассмотренных стратегий адаптации в старости становится понятным, что дальнейшая специфика развития личности будет определяться выбранной в процессе кризиса стратегией старения.

Приспособление к старению сопровождается и психологической потребностью вспоминать прошлое, размышлять о прошедших событиях. Былое для пожилых людей более значимо, чем будущее. Пожилые люди должны "подвести итоги" и смириться со своим прошлым. Д.Левинсон называет этот процесс "взгляд с моста"[29,33]. Феномен обращенности пожилых людей к воспоминаниям прошлого, их особой эмоциональной окрашенности – существенный момент психической жизни пожилых.

Обзор изменения личностных проявлений в старости делает чрезвычайно актуальной проблему типологии старения. Разные авторы указывают на то, что психическое старение разнообразно[29,с.26;32,33]. Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, предложенная Д. Б. Бромлей. В целом выделено 5-ть типов стареющей личности[10,29,31,33]:

-конструктивный;

-зависимый ("кресло-качалка")

- защитный;

-агрессивно-обвинительный;

-самообвинительный.

Конструктивный тип – пожилые люди данного типа более уравновешенны, у них сохраняются способность радоваться жизни, хорошие, теплые отношения с другими людьми. Пожилые люди не драматизируют окончания своей профессиональной деятельности, стараются сохранять оптимистическое отношение к жизни. Самооценка этой группы пожилых людей довольно высока, т.к. они имеют постоянные планы на будущее, рассчитывают на помощь окружающих.

Зависимый тип ("кресло-качалка") – пожилые люди данного типа полагаются не на себя, а на помощь других. В основном они зависят от партнера по браку или от своего ребенка. Не имеют высоких профессиональных претензий, поэтому охотно уходят из профессиональной среды.

Защитный тип (оборонительный) – для пожилых людей данного типа характерны преувеличенная сдержанность, они неохотно принимают помощь от других, их постоянно беспокоит мысль о старости, которую они пытаются заглушить активностью " через силу".

Агрессивно-обвинительный тип – люди данного типа агрессивны, взрывчаты, подозрительны, враждебно относятся к окружающим. Винят в собственных неудачах других, а также обстоятельства.

Самообвинительный тип – пожилые люди с пассивным типом безропотно принимают свои трудности. Свою враждебность они направляют, прежде всего, на самих себя. Они больше подвержены одиночеству, смерть же воспринимают как избавление от несчастного существования.

Ф.Гизе на X психологическом конгрессе в Боне, выделял 3 типа стариков и старости:

1) старик – негативист, отрицающий у себя какие – либо признаки старости;

2) старик – экстравертированный, признающий наступление старости, но к этому признанию приходящий через внешние влияния и путем наблюдения окружающей действительности;

3) интровертированный тип, остро переживающий процесс старения[30,33].

И.С.Кон выделяет несколько типов разных социально – психологических типов старости, используя направленность деятельности К позитивным благополучным типам, относятся:

а) активная, творческая старость;

б) энергия направлена на устройство собственной жизни, материальное благополучие, отдых и т.д.;

в) главное приложение своих сил люди данного типа старения находят в семье;

г) смыслом жизни людей данного типа является забота об укреплении собственного здоровья.

Все 4-е типа старости И.Кон считает психологически благополучными, и замечает, что есть и отрицательные типы. К таковым он относит агрессивных старых ворчунов, разочаровавшихся в себе и собственной жизни, одиноких и глубоко несчастных неудачников, критикующих все, кроме себя [14,30,32].

Рассмотренные выше типы личности подтверждают, что психические изменения, касающиеся личностной сферы, зависят от индивидуальных особенностей человека, от всей истории его жизни. Определенно не существует типа личности, который был бы идеален для старости. С другой стороны, некоторые типы личности позволяют людям совладать со старостью лучше, чем другие. "Пожилые люди обычно "получают" личность в начале взрослой жизни и любые более поздние смещения обычно является изменением характеристик относительно тех, что имелись в молодости"[30,с.148].

Таким образом, человек в значительной степени становиться таким, каким его делает жизнь в определенных обстоятельствах, в формировании которых он сам участвовал.

Люди позднего возраста вынуждены приспосабливаться не только к новой ситуации вовне, но и реагировать на изменения в самих себе. Значительное влияние на формирование отношения к себе пожилых людей оказывают негативные социальные стереотипы, о которых говорилось выше. Под воздействием исподволь проникших в сознание негативных мнений, многие пожилые теряют самое главное – веру в себя. Ссылаясь, на многочисленные исследования Г.Крайг пишет о том, что "в любом возрасте мнения о своих возможностях и способностях оказывают значительное влияние на эффективность деятельности субъекта"[15,с.345;18]. Поэтому основной проблемой пожилого возраста является понимание и принятие пожилым и старым человеком своего "Я" во всех его проявлениях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Классификация функций невербального поведения
Мы осуществляем бесчисленное множество видов невербального поведения, некоторые из них имеют отношение к общению, некоторые - нет. Каждый из них имеет тем не менее свою причину и несет свой собственный, присущий ему смысл или сообщение, к ...

Продуктивное мышление человека
В гештальтпсихологии экспериментально исследовалось также мышление (Кёлер, Вертгеймер, Дункер, Майер). Вертгеймер распространяет этот принцип на решение задач человеком. Книга Макса Вертхеймера, посвященная проблемам продуктивного мышлен ...

Основные методологические принципы научной психологии
Методология – это система принципов организации теоретической и практической деят-ти, система правил и нормативов познания и способов построения теории. 1) Общенаучный метод – это система принципов, нормативов общих для всех областей знан ...