Далее мы рассмотрели понятие "Я-концепции", особенности ее развития в пожилом возрасте. Исследования "Я-концепции" опираются на теоретические положения У.Джемса, М.Розенберга, Э.Берна, Д.Роджерса и др. Практические исследования "Я-концепции" описаны в работах О.Н.Молчановой,Л.В.Бороздиной.
"Я-концепция" в пожилом возрасте становится более позитивной, самооценка повышается благодаря выработанным защитным механизмам, которые позволяют удерживать "Я-концепцию" в стабильном состоянии. Наличие данных механизмов подтверждают в своих исследованиях немецкие ученые Томэ, Браунштатдер, Пинктуар и др.
В целом на успешность развития в поздние годы влияют внешние и внутренние факторы:
1) сохранение и дальнейшее развитие позитивной, хорошо организованной идентичности;
2) сохранение и реализация своей позиции субъекта жизни;
3) рост способности к самоанализу и саморефлексии;
4) умение противостоять навязанным обществом негативным мнениям.
Таким образом, мы дали характеристику особенностей развития личности в пожилом возрасте. Период старения не может рассматриваться как простая инволюция или регресс, это не единый, однообразный, не изменяемый период жизни, данный период включает в себя разные типы изменений позитивных и негативных, направленных на достижение нового уровня личности, продолжающегося становления человека.
В следующем параграфе рассмотрим влияние одиночества на ход личностного развития в старости.
Статьи по теме:
Научение.
Общая характеристика процесса научения.
Анализ инстинктивного поведения приводит в выводу, что всё богатство и разнообразие полноценного психологического отражения связаны с научением, накоплением индивидуального опыта.
Формирование пов ...
Память как высшая психическая функция
Память является одной из высших психических функций человека, тесно связанной с остальными. В самых общих чертах психологическую категорию памяти можно определить как совокупности психических процессов организации и сохранения прошлого оп ...
Особенности обучения ребенка-левши и связанные с ними рекомендации по
научению
Само становление многих психических функций в онтогенезе левшей идет не непосредственно, но опосредованно, многоканально. Дети-левши в процессе своего развития привлекают максимум внешних, произвольных средств для овладения теми операциям ...
Актуально о психологии