Далее мы рассмотрели понятие "Я-концепции", особенности ее развития в пожилом возрасте. Исследования "Я-концепции" опираются на теоретические положения У.Джемса, М.Розенберга, Э.Берна, Д.Роджерса и др. Практические исследования "Я-концепции" описаны в работах О.Н.Молчановой,Л.В.Бороздиной.
"Я-концепция" в пожилом возрасте становится более позитивной, самооценка повышается благодаря выработанным защитным механизмам, которые позволяют удерживать "Я-концепцию" в стабильном состоянии. Наличие данных механизмов подтверждают в своих исследованиях немецкие ученые Томэ, Браунштатдер, Пинктуар и др.
В целом на успешность развития в поздние годы влияют внешние и внутренние факторы:
1) сохранение и дальнейшее развитие позитивной, хорошо организованной идентичности;
2) сохранение и реализация своей позиции субъекта жизни;
3) рост способности к самоанализу и саморефлексии;
4) умение противостоять навязанным обществом негативным мнениям.
Таким образом, мы дали характеристику особенностей развития личности в пожилом возрасте. Период старения не может рассматриваться как простая инволюция или регресс, это не единый, однообразный, не изменяемый период жизни, данный период включает в себя разные типы изменений позитивных и негативных, направленных на достижение нового уровня личности, продолжающегося становления человека.
В следующем параграфе рассмотрим влияние одиночества на ход личностного развития в старости.
Статьи по теме:
Общие и специальные методы исследования конфликта
Среди общих методов исследования конфликта можно назвать такие, как: системный и историко-генетический подход, методы социальной психологии, социологии, психологии, психоанализа. Среди специальных методов применяются такие, как: конфликто ...
Виды мышления. Логические операции процесса мышления
Наглядно-действенное
мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное
мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на предст ...
Методики социально-психологического исследования классного коллектива
Эмоциональное состояние - важная составляющая взаимоотношений в группе. В социальной психологии используется ряд понятий, близких ему по смыслу: “дух группы”, “эмоциональное единство группы”, “эмоциональный климат группы, “социально-психо ...

Актуально о психологии