Далее мы рассмотрели понятие "Я-концепции", особенности ее развития в пожилом возрасте. Исследования "Я-концепции" опираются на теоретические положения У.Джемса, М.Розенберга, Э.Берна, Д.Роджерса и др. Практические исследования "Я-концепции" описаны в работах О.Н.Молчановой,Л.В.Бороздиной.
"Я-концепция" в пожилом возрасте становится более позитивной, самооценка повышается благодаря выработанным защитным механизмам, которые позволяют удерживать "Я-концепцию" в стабильном состоянии. Наличие данных механизмов подтверждают в своих исследованиях немецкие ученые Томэ, Браунштатдер, Пинктуар и др.
В целом на успешность развития в поздние годы влияют внешние и внутренние факторы:
1) сохранение и дальнейшее развитие позитивной, хорошо организованной идентичности;
2) сохранение и реализация своей позиции субъекта жизни;
3) рост способности к самоанализу и саморефлексии;
4) умение противостоять навязанным обществом негативным мнениям.
Таким образом, мы дали характеристику особенностей развития личности в пожилом возрасте. Период старения не может рассматриваться как простая инволюция или регресс, это не единый, однообразный, не изменяемый период жизни, данный период включает в себя разные типы изменений позитивных и негативных, направленных на достижение нового уровня личности, продолжающегося становления человека.
В следующем параграфе рассмотрим влияние одиночества на ход личностного развития в старости.
Статьи по теме:
Развитие, социализация и воспитание личности
В центре внимания педагогической науки находится личность. Известно, что развитие человека обусловливают две группы факторов: биологические и социальные. Биологическое развитие человека закреплено в педагогике через этапы: младенчество, д ...
Природа научного переворота
Гештальт-идеи находились в прямой оппозиции к традиционным взглядам немецкой психологии.
Подобно многим бунтарям, лидеры гештальт-движения требовали полной ревизии прежних научных взглядов, действуя почти как "интеллектуальные мисси ...
Понятие личности
Понятие личности являлось предметом рассмотрения многих отраслей человекознания: философии, этики, права, социологии, педагогики, психологии, психиатрии и т. д. Но до настоящего времени все эти науки так и не сошлись в едином мнении и не ...

Актуально о психологии