Особенности личностного развития в пожилом возрасте

Материалы » Особенности "я-концепции" одиноких пожилых людей » Особенности личностного развития в пожилом возрасте

Страница 8

Далее мы рассмотрели понятие "Я-концепции", особенности ее развития в пожилом возрасте. Исследования "Я-концепции" опираются на теоретические положения У.Джемса, М.Розенберга, Э.Берна, Д.Роджерса и др. Практические исследования "Я-концепции" описаны в работах О.Н.Молчановой,Л.В.Бороздиной.

"Я-концепция" в пожилом возрасте становится более позитивной, самооценка повышается благодаря выработанным защитным механизмам, которые позволяют удерживать "Я-концепцию" в стабильном состоянии. Наличие данных механизмов подтверждают в своих исследованиях немецкие ученые Томэ, Браунштатдер, Пинктуар и др.

В целом на успешность развития в поздние годы влияют внешние и внутренние факторы:

1) сохранение и дальнейшее развитие позитивной, хорошо организованной идентичности;

2) сохранение и реализация своей позиции субъекта жизни;

3) рост способности к самоанализу и саморефлексии;

4) умение противостоять навязанным обществом негативным мнениям.

Таким образом, мы дали характеристику особенностей развития личности в пожилом возрасте. Период старения не может рассматриваться как простая инволюция или регресс, это не единый, однообразный, не изменяемый период жизни, данный период включает в себя разные типы изменений позитивных и негативных, направленных на достижение нового уровня личности, продолжающегося становления человека.

В следующем параграфе рассмотрим влияние одиночества на ход личностного развития в старости.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Статьи по теме:

Предмет и задачи детской психологии. Актуальные проблемы современной детской психологии
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Особенно интенсивно человек развивается в начале жизненного пути — с рождения до 18 лет, пока стремительно взрослеющий ребено ...

Поэтапное проведение мероприятий по формирования компетенции ответственности
Одной из задач нашего исследования явилась разработка на основе эмпирического опыта теоретической модели формирования и профессионально ответственного отношения личности, или, другими словами, развитие профессиональной компетенции ответст ...

Обзор теоретических представлений об образе «Я» руководителя
Методологической основой изучения образа «Я» являются концепция смысловых образований личности, сформулированная группой учеников А.Н. Леонтьева, концепция интраиндивидной репрезентации личности, разработанная В.С. Мерлиным. Центральное ...