Особенности личностного развития в пожилом возрасте

Материалы » Особенности "я-концепции" одиноких пожилых людей » Особенности личностного развития в пожилом возрасте

Страница 5

Психологическое старение имеет внутренне противоречивый характер, что отражается в его "Я-концепции". Прежде чем проанализировать особенности "Я-концепции" пожилых людей, необходимо остановиться на самом понятии "Я-концепции". В литературе дается несколько определений "Я-концепции". Первое определение принадлежит Д. Роджерсу. Он утверждал, что "Я-концепция" складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, его представлений о возможности его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром" [8,с.38]. Второе определение принадлежит Стейнсу. "Я-концепция" формируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду"[8,с.39]. Существующие определения можно дополнить еще двумя:

- "Я-концепция" - обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности, или, как еще можно сказать, "Я-концепция" - это "теория самого себя" [27,с.135];

- "Я-концепция" - восприятие индивидом его личной идентичности" [15,с.845].

В психологии принято выделять 2-е формы Я-концепции" - реальную и идеальную. Понятие реальная не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь – представление личности о себе, о том, "какой я есть". Идеальная же "Я-концепция" (идеальное-Я) - это представление личности о себе в соответствии с желаниями ("каким бы я хотел быть")[27].

Уильям Джемс подразделяет "Я" на 4-е компонента: духовное "Я" - совокупность психических способностей и склонностей; материальное "Я" - одежда, собственность; социальное "Я" - то, чем признают данного человека окружающие и физическое "Я" - тело, внешность [14,с.33-34;8,с.48].

Американский психолог Майк Розенберг считает, в наших представлениях о себе содержится несколько "Я": это истинное "Я" (представление о личности, которой я мог бы стать при условии принятия определенных моральных норм); будущее или возможное "Я" (представление о личности, которой я могу стать реально) и, наконец, множество показных "Я" - личин, выставленных на всеобщее обозрение, цель которого – скрыть отрицательные, глубоко интимные черты и склонности истинного "Я" [34,с.105].

По Э.Берну "Я-концепция" является совокупностью 3-х составляющих: когнитивная (описательная или Образ – "Я"), эмоционально – оценочная (самооценка), поведенческая [8].

- Когнитивная составляющая (образ – "Я") – представление человека о самом себе, о своей внешности, личностных особенностях;

- Эмоционально-оценочная составляющая (самооценка) – совокупность оценочных характеристик и связанных с ними переживаний;

- Поведенческая составляющая – соответствующая реакция, которая может выражаться в поведении, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом – "Я" и самооценкой.

Таким образом, "Я-концепция" включает в себя три взаимодействующие составляющие личностных качеств и форм поведения человека.

Важной составляющей "Я-концепция" является самооценка. "Самооценка – это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей" [28,с.367]. Предметом самооценки могут, в частности стать тело человека, возраст, его способности, характер, здоровье, планы, переживания, его социальное окружение и множество других личностных проявлений. Самооценка может быть разного уровня осознанности и обобщенности. Характеризуется по следующим параметрам: 1)уровню (величине) – высокая, средняя и низкая; 2) реалистичности – адекватная и неадекватная (высокая и заниженная); 3) особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная и др.

Самооценка, по мнению многих авторов (Куперсмит, Розенберг и др.) – позитивная или негативная установка, направленная на "Я", оценка личность себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она отражает степень развития у человека чувства самоуважения. Ощущения собственной ценности, позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его "Я". Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности[15,19,20].

Уильям Джемс представил самооценку в виде "дроби, где в знаменателе наши претензии (притязания). А в числителе – наш успех; т.о, самооценка = успех/притязания"[19,с.187].

Данное определение подчеркивает соотношение между личными идеалами людей, или ожиданиями, и их осуществлением. С помощью данной формулы Джемс указал на два пути повышения самооценки. Человек может улучшить представление о себе, либо, увеличивая числитель этой дроби либо уменьшая её знаменатель [8,с.43]. То есть самооценка отсчитывается относительно притязаний: она повышается, если они реализуются, и понижается, если человеку не удается их реализовать. Всякая попытка себя охарактеризовать носит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения. Почти все наши самооценки соотносятся с ролевыми характеристиками и с социально – групповой принадлежность людей. В числе обстоятельств, существенно влияющих на самооценку в пожилом возрасте, следует указать на степень расхождения между реальной ситуацией старого человека и идеальной оценкой своих возможностей в прожитой жизни. Чем больше расхождение между истинным положением и представлением о том, каким оно могло бы быть при других условиях, тем глубже неудовлетворенность жизнью и ниже самооценка личности. По данным исследований пожилые люди в самохарактеристиках отмечают перевес положительных качеств над отрицательными и нарастание некритичности к себе, например, неадекватность самооценки в сторону завышения[16,21]. Зарубежные авторы, например, Комман, обнаружил, что самовосприятие с возрастом возрастает, пожилой человек позитивно оценивает свою внешность, свое поведение и ценности жизни. По результатам зарубежных исследований у людей старше 60 лет более высокая самооценка, чем у молодых. Комман выделил два фактора повышения самооценки в пожилом возрасте. Первый фактор связан с уменьшением с возрастом расхождения между реальным и идеальным "Я", т.е. происходит сближение того, чем человек хотел стать и чем он стал. Это ведет к удовлетворению жизнью. Второй фактор связан с появлением умения строить разные отношения с разными людьми. На понижение самооценки влияют отсутствие свободы выбора, возможность самостоятельно осуществлять контроль над ситуацией[5;19;28]. Существенно влияет на самооценку в пожилом возрасте расхождение между реальной ситуацией старого человека и идеальной оценкой своих возможностей в прожитой жизни, чем больше расхождение между истинным положением и представлением о том, каким оно могло бы быть при других условиях, тем глубже неудовлетворенность жизнью и ниже самооценка личности[16].Самооценка всегда носит субъективный характер, независимо от того, лежат ли в его основе собственные суждения человека о себе или интерпретация суждений других людей. По данным многих авторов, самооценка находится в тесной зависимости от занятости, состояния здоровья и эмоционального тонуса старых людей, т.е., она не является постоянной, а изменяется в зависимости от обстоятельств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Образование неформальных организаций
Формальная организация создается по воле руководства. Но как только она создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Люди из разных подгрупп общаются за чашкой кофе, во ...

Интеллект
Совокупность всех критериев оценки мыслительного процесса порождает такое понятие как интеллект. Рассмотрим некоторые определения интеллекта. 1) Интеллект – общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой ...

Гештальтпсихология
В противовес бихевиоризму развивается еще одно направление в психологии — гештальтпсихология (отнем. gestalt — целостная форма, структура). Гештальтисты утверждают, что сознание — это не «сооружение из кирпичей (ощущений) и цемента(ассоц ...