Особенности личностного развития в пожилом возрасте

Материалы » Особенности "я-концепции" одиноких пожилых людей » Особенности личностного развития в пожилом возрасте

Страница 5

Психологическое старение имеет внутренне противоречивый характер, что отражается в его "Я-концепции". Прежде чем проанализировать особенности "Я-концепции" пожилых людей, необходимо остановиться на самом понятии "Я-концепции". В литературе дается несколько определений "Я-концепции". Первое определение принадлежит Д. Роджерсу. Он утверждал, что "Я-концепция" складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, его представлений о возможности его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром" [8,с.38]. Второе определение принадлежит Стейнсу. "Я-концепция" формируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду"[8,с.39]. Существующие определения можно дополнить еще двумя:

- "Я-концепция" - обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности, или, как еще можно сказать, "Я-концепция" - это "теория самого себя" [27,с.135];

- "Я-концепция" - восприятие индивидом его личной идентичности" [15,с.845].

В психологии принято выделять 2-е формы Я-концепции" - реальную и идеальную. Понятие реальная не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь – представление личности о себе, о том, "какой я есть". Идеальная же "Я-концепция" (идеальное-Я) - это представление личности о себе в соответствии с желаниями ("каким бы я хотел быть")[27].

Уильям Джемс подразделяет "Я" на 4-е компонента: духовное "Я" - совокупность психических способностей и склонностей; материальное "Я" - одежда, собственность; социальное "Я" - то, чем признают данного человека окружающие и физическое "Я" - тело, внешность [14,с.33-34;8,с.48].

Американский психолог Майк Розенберг считает, в наших представлениях о себе содержится несколько "Я": это истинное "Я" (представление о личности, которой я мог бы стать при условии принятия определенных моральных норм); будущее или возможное "Я" (представление о личности, которой я могу стать реально) и, наконец, множество показных "Я" - личин, выставленных на всеобщее обозрение, цель которого – скрыть отрицательные, глубоко интимные черты и склонности истинного "Я" [34,с.105].

По Э.Берну "Я-концепция" является совокупностью 3-х составляющих: когнитивная (описательная или Образ – "Я"), эмоционально – оценочная (самооценка), поведенческая [8].

- Когнитивная составляющая (образ – "Я") – представление человека о самом себе, о своей внешности, личностных особенностях;

- Эмоционально-оценочная составляющая (самооценка) – совокупность оценочных характеристик и связанных с ними переживаний;

- Поведенческая составляющая – соответствующая реакция, которая может выражаться в поведении, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом – "Я" и самооценкой.

Таким образом, "Я-концепция" включает в себя три взаимодействующие составляющие личностных качеств и форм поведения человека.

Важной составляющей "Я-концепция" является самооценка. "Самооценка – это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей" [28,с.367]. Предметом самооценки могут, в частности стать тело человека, возраст, его способности, характер, здоровье, планы, переживания, его социальное окружение и множество других личностных проявлений. Самооценка может быть разного уровня осознанности и обобщенности. Характеризуется по следующим параметрам: 1)уровню (величине) – высокая, средняя и низкая; 2) реалистичности – адекватная и неадекватная (высокая и заниженная); 3) особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная и др.

Самооценка, по мнению многих авторов (Куперсмит, Розенберг и др.) – позитивная или негативная установка, направленная на "Я", оценка личность себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она отражает степень развития у человека чувства самоуважения. Ощущения собственной ценности, позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его "Я". Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности[15,19,20].

Уильям Джемс представил самооценку в виде "дроби, где в знаменателе наши претензии (притязания). А в числителе – наш успех; т.о, самооценка = успех/притязания"[19,с.187].

Данное определение подчеркивает соотношение между личными идеалами людей, или ожиданиями, и их осуществлением. С помощью данной формулы Джемс указал на два пути повышения самооценки. Человек может улучшить представление о себе, либо, увеличивая числитель этой дроби либо уменьшая её знаменатель [8,с.43]. То есть самооценка отсчитывается относительно притязаний: она повышается, если они реализуются, и понижается, если человеку не удается их реализовать. Всякая попытка себя охарактеризовать носит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения. Почти все наши самооценки соотносятся с ролевыми характеристиками и с социально – групповой принадлежность людей. В числе обстоятельств, существенно влияющих на самооценку в пожилом возрасте, следует указать на степень расхождения между реальной ситуацией старого человека и идеальной оценкой своих возможностей в прожитой жизни. Чем больше расхождение между истинным положением и представлением о том, каким оно могло бы быть при других условиях, тем глубже неудовлетворенность жизнью и ниже самооценка личности. По данным исследований пожилые люди в самохарактеристиках отмечают перевес положительных качеств над отрицательными и нарастание некритичности к себе, например, неадекватность самооценки в сторону завышения[16,21]. Зарубежные авторы, например, Комман, обнаружил, что самовосприятие с возрастом возрастает, пожилой человек позитивно оценивает свою внешность, свое поведение и ценности жизни. По результатам зарубежных исследований у людей старше 60 лет более высокая самооценка, чем у молодых. Комман выделил два фактора повышения самооценки в пожилом возрасте. Первый фактор связан с уменьшением с возрастом расхождения между реальным и идеальным "Я", т.е. происходит сближение того, чем человек хотел стать и чем он стал. Это ведет к удовлетворению жизнью. Второй фактор связан с появлением умения строить разные отношения с разными людьми. На понижение самооценки влияют отсутствие свободы выбора, возможность самостоятельно осуществлять контроль над ситуацией[5;19;28]. Существенно влияет на самооценку в пожилом возрасте расхождение между реальной ситуацией старого человека и идеальной оценкой своих возможностей в прожитой жизни, чем больше расхождение между истинным положением и представлением о том, каким оно могло бы быть при других условиях, тем глубже неудовлетворенность жизнью и ниже самооценка личности[16].Самооценка всегда носит субъективный характер, независимо от того, лежат ли в его основе собственные суждения человека о себе или интерпретация суждений других людей. По данным многих авторов, самооценка находится в тесной зависимости от занятости, состояния здоровья и эмоционального тонуса старых людей, т.е., она не является постоянной, а изменяется в зависимости от обстоятельств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Основные направления современной психотерапии
Классический психоанализ направлен на то, чтобы дать Эго достичь победы над Ид, усилить Эго, сделать его независимым от Супер-эго. Цель психоанализа — сделать бессознательное сознательным и через это помочь человеку решить свои психологич ...

Групповое психоконсультирование
Среди тех, кто одним из первых в истории психотерапии обратился к групповым методам, был американский психиатр и социальный психолог Я.Морено. Он в 1932 году ввел в оборот термин “групповая психотерапия” и предложил один из наиболее эффек ...

Невербальное общение в педагогическом взаимодействии
Содержанием труда учителя является содействие психическому развитию ученика, а главным инструментом выступает его психическое взаимодействие с ребенком, педагогическое общение. Общение, согласно А.А. Леонтьеву, составляет необходимое и с ...