Нормальное поведение и саногенное мышление

Материалы » Нормальное поведение и саногенное мышление

Страница 6

Конечно, каждый из выводов может быть воспринят с вопросом "как?", но для того, чтобы задать этот вопрос и суметь получить на него ответ, человеку нужно проделать ту интеллектуальную работу, которая обнаруживает наличие у него рефлексии как свойства мышления. На рефлексии построено свойство оборотности психического, которое может проявляться в расширении или сужении психологического пространства. Расширение психологического пространства возможно за счет использования знаков, которые содержат обобщения, которые отбивают закономерности предметов. Такие знаки - понятия - используются в мышлении, такие знаки - обиды - тоже могут использоваться в мышлении, и тогда человек превратит свое психическое пространство. В быту это связано с переживаниями, которые возникают у человека при получении нового знания, что, как говорят люди, "переворачивает всю жизнь", "превращает в человека", "вынуждает думать не только о погоде", "наполняет мир новыми чувствами", "вынуждает видеть жизнь по-новому" и т.д. Сужение психологического пространства возможно в том случае, если человек использует частичное или неверное знание, неполное понятие. Особенно опасно это для взрослых людей, которые принимают на основе таких понятий решения, которые касаются не только их, но и других людей. Вариантом такого применения понятий является домашний психоанализ, когда люди, используя терминологию (но не понятие) психоанализа, пытаются понять то, которое происходит с ними или из них близкими, - выносят диагностические суждения или интерпретируют друг друга. Неполное понятие не отбивает всей сложности реальности, оно строится на частичном обобщении, а сама процедура этого обобщения не узнается человеком.

Саногенное мышления - это мышление, которое использует психологическую и философскую информацию о нем самом, то есть это мышление, которое может мыслит о самом себе, потому что умеет это делать.

Сообщение психологической информации о мышлении человека в психологическом консультировании всегда опирается на те проявления мышления о мышлении, которые человек обнаружил в ситуации. Обнаружить признаки саногенности в мышлении человека всегда можно, если стремиться выделить вместе с ним уровень его рефлексии на предмет взаимодействия с психологом, в интервью психолога это могут быть вопросы о происхождении боли, о которой сообщает человек. Ответы на эти вопросы показывают, на какие параметры психической реальности человек пытается ориентироваться, насколько он может и умеет видеть (мыслить) собственное мышление как процесс.

Саногенное мышления как особенный вид активности человека связано с пространственной и временной организацией, которая требует от человека Я-усилий; оно не протекает само собой, это произвольный вид активности, которая регулируется законами произвольного внимания как особенной формы контроля за проявлениями психической реальности. Это значит, что оно требует соответствующих ему средств и способов, которыми человек овладевает, учачись самонаблюдению и інтроспекції. Эта учеба может осуществлять психолог в ситуации консультирования как один из видов влияния на человека. При этом необходимым условием осуществления учебы является возможность фиксировать в процессе учебы предмет самонаблюдения - психическую реальность и ее свойства в системе знаков, доступных для человека.

Саногенное мышления владеет еще одною важным свойством - его результаты переживаются человеком как необходимые ему для жизни, они не отчуждаются, вне активности самого человека. Можно сказать, что они остаются с ним на всю жизнь, потому что несут в себе ту радость познания, что, если использовать высокий стиль, делает человека человеком - самим собой, носителем знания о жизни - уникальное и общего как именно жизнь. Недаром владеют саногенным мышлением всегда симпатичные другим людям. Они вызывают чувство восхищения уже потому, что умеют жить, имеют ту силу ума, который отличает силу жизни от силы ветра, тем качеством настоящего знания, что Г. Сель определил так: "Вопреки расхожей мысли мы не должны - да и не в состоянии - избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем механизм и произведем соответствующую философию жизни".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Психодинамические теории личности
Исторические корни психодинамических теорий личности восходят к психоанализу Фрейда. Описывая топографию психики, Фрейд выделил три уровня – сознание, предсознание и бессознательное, причем бессознательное занимало наибольшее место и в ег ...

Квалификация и профессиональные компетенции
Анализ зарубежных и информационных российских источников показывает, что в настоящее время не существует общепризнанного определения термина «профессиональная компетентность», однако выработано единое смысловое поле складывающейся концепц ...

Основные типологии характера и его акцентуации
Характер - совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и 'способы эмоционального реагирования (то есть речь идет о том, как действует человек). Свойства характера так же, как и свойства темперамент ...