Нормальное поведение и саногенное мышление

Материалы » Нормальное поведение и саногенное мышление

Страница 2

Пятый путь - просьба об ученичестве ("Научите, как сделать, чтобы было все нормально").

Во всех этих вариантах введения темы нормальности присутствует, выражена ориентация на концепцию жизни, которая рассматривается в оценочно-нормативных характеристиках. От психолога ожидают уточнения содержания нормативности ("Как должно быть") и указаний на пути прохождения нормам, варианты сообщения ценностной, а также индивидуально психологической информации встречают выраженное сопротивление. Люди часто отказываются от необходимости самостоятельного усилия по пониманию и ожидают, как часто говорят психологи, рецептов, основанных на структурно нормативном отношении к исследуемому явлению.

В общем виде можно утверждать, что у многих людей, которые обратились за психологической помощью, отсутствует ориентация на индивидуально психологические особенности как собственные, так и другого человека. Вероятно, это одно из последствий того, что индивидуальность человека не являет собой культурно-исторической ценности, в связи с чем теряются средства ее фиксации и сохранения, возможность видеть человека таким, какой он есть. (Из этого взгляда все пособия по практической психологии содержат в той или другой степени материал, направленный на проявление, фиксацию и трансляцию индивидуальных характеристик психической реальности человека.)

Разные факты психологического консультирования, которые я пыталась описать как пути введения темы нормальности, позволяют говорить и о том, что людям бывает очень трудно анализировать (понимать) психологические феномены: мотивы, цели, умения, возможности, чувства и т.д. Эти феномены или игнорируются (считаться с чувством ребенка нет потребности), или обесцениваются ("женские слезы, что вода", "ему все равно", "на него ничего не действует" и т.д.), или интерпретируются только через механизм проекции (взрослый эгоизм в понимании детей). Усилие, необходимые для изменения позиции, чтобы "посмотреть на мир глазами другого человека", "влезть в его кожу", "глянуть из другой колокольни", или обесцениваются, или оказываются только пожеланиями, которые трудно выполнить.

Для изменения позиции необходимы некоторые условия (я могу их выделить, основываясь на наблюдениях за людьми во время общения происходили с ними при консультировании). К ним, как минимум, стоит отнести осознание: качественных особенностей психической реальности; нетождественности свойств психической реальности разных людей, признания этого факта как ценности; феноменов жизни в их своеобразии; источников жизни и возможностей влияния на них; ограничений на возможности влияния и управления другим человеком.

Это важнейшие условия, необходимые для того, чтобы взрослый человек получил возможность ориентации на феномены психического.

Осуществление этих условий связано непосредственно с усилиями психолога по анализу логики индивидуальной жизни человека, который обратился за психологической помощью. Какие трудности встречаются при реализации заданий профессиональной работы? В первую очередь это высокая степень сопротивления взрослых людей к информации о ценности человека, его индивидуальности. Это проявляется как в фактах прямого негативного отношения к содержанию такой информации, так и в спрятанных формах ее обесценения.

Кроме того, у большинства людей нет выраженной концепции жизни как ценностного образования сознания, которые структурируют психическую реальность, то есть, нет обобщенно ценностного отношения к жизни. Происходит подмена такого образования набором стереотипных правил, чаще всего, правил прохождения какому-то образцу поведения, заданного конкретным человеком или группой. Этот образец поведения не рефлексирует с точки зрения его соответствия или несоответствия собственной жизни, а принимается как правильный априори. Практическая философия жизни часто воплощается в обесценение жизни как таковой независимо от ее конкретных проявлений ("это не жизнь", "одно название, что живем", "сил нет жить такой жизнью", "существуем потихоньку" и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Адекватные и патологические реакции на экстремальные ситуации
При воздействии стресс-факторов экстремальной ситуации большинство современных исследователей выделяют два вида реакций человека: адекватные и патологические. Основным содержанием адекватных форм реакции являются специфические реакции орг ...

Взаимоотношения «родитель-ребенок» в ситуации распада семьи
Большинство неполных семей возникают в случае развода и по причине ухода отца, то есть относятся к материнским семьям. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной се ...

Ощущение, восприятие, память
В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие продолжается по трем основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогаща ...